Патефо́н— механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок, переносная версия граммофона. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку.
Слово «патефон» употреблялось для названия портативного граммофона, главным образом, в России (позже СССР), и происходило от названия фирмы-производителя — «Патэ» — которая первой начала поставки таких устройств в Россию. Был сконструирован и запатентован братьями Патэ, отличался от любых граммофонов не внешним видом, а методом формирования звуковой канавки. К тому же в первых моделях фонографов от фирмы «Патэ» воспроизведение шло не от края пластинки к центру, а наоборот, от центра — к краю.
У патефона в качестве привода применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба, скрытого внутри корпуса. Двигатель имел центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной — реже двух сторон пластинки (78 оборотов в минуту, около трёх минут на сторону). Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны, укрепленной на полом тонарме.
Громкость патефона весьма велика — около 80—100 дБ, однако качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы и тонкой настройки узла мембраны.
В 1930-е — 50-е годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и собравшиеся во дворе танцевали. Громкость звучания патефона, как правило, не регулировалась. С середины 1950-х годов патефон стал вытесняться электрофоном.
А знаете ли вы, что в нашем музейном фонде есть патефон? Произведен он в 1940-е годы на Молотовском патефонном заводе, город Молотов (ныне — Пермь), который был преобразован из эвакуировавшегося в годы войны Владимирского завода.
И кстати он ещё в рабочем состоянии…
Слово «патефон» употреблялось для названия портативного граммофона, главным образом, в России (позже СССР), и происходило от названия фирмы-производителя — «Патэ» — которая первой начала поставки таких устройств в Россию. Был сконструирован и запатентован братьями Патэ, отличался от любых граммофонов не внешним видом, а методом формирования звуковой канавки. К тому же в первых моделях фонографов от фирмы «Патэ» воспроизведение шло не от края пластинки к центру, а наоборот, от центра — к краю.
У патефона в качестве привода применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба, скрытого внутри корпуса. Двигатель имел центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной — реже двух сторон пластинки (78 оборотов в минуту, около трёх минут на сторону). Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны, укрепленной на полом тонарме.
Громкость патефона весьма велика — около 80—100 дБ, однако качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы и тонкой настройки узла мембраны.
В 1930-е — 50-е годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и собравшиеся во дворе танцевали. Громкость звучания патефона, как правило, не регулировалась. С середины 1950-х годов патефон стал вытесняться электрофоном.
А знаете ли вы, что в нашем музейном фонде есть патефон? Произведен он в 1940-е годы на Молотовском патефонном заводе, город Молотов (ныне — Пермь), который был преобразован из эвакуировавшегося в годы войны Владимирского завода.
И кстати он ещё в рабочем состоянии…
1143